четверг, 4 февраля 2016 г.

Об украинском "шёлковом пути". Как Украина «золотой» порожняк в Китай гоняла

03.02.2016
Алексей ОВЧИННИКОВ

Запуск Киевом «шелкового пути» в обход России кончился конфузом и убытками [инфографика]

...Жизнеспособность проекта очень низкая. Очевидно, что Украина это делает по политическим причинам, а они диктуют неграмотные решения в экономике......Cтоимость перевозки одного контейнера по этому пути выходит почти в $8 тысяч (хотя по традиционному, российскому маршруту сумма называлась вдвое меньше - около $3,9 тысячи)!...Если бы Киев продолжил гнать грузы через Россию даже после 1 января, когда Украину вывели из зоны свободной торговли, цена перевозки 1 контейнера увеличилась бы всего где-то на $300. А при использовании украинского «транскаспийского маршрута» в обход России перевозка все равно будет в два раза дороже!.....Cравните: наши контейнерные поезда с востока Китая - из Шанхая... идут до Гамбурга или Варшавы 15 суток. Украинский же поезд это расстояние пройдет за 23 - 24 дня...

Фото: REUTERS
Выходит, затратив немалые деньги, украинцы свозили в Китай воздух?

Многострадальный украинский поезд, назло москалям пущенный в обход России, прибыл наконец спустя 17 дней в конечный пункт назначения - казахстанскую станцию Достык, что на границе с Китаем. И, пожалуй, не было еще железнодорожного маршрута, за которым с таким вниманием следил «весь прогрессивный мир».

Еще бы: «новий напрямок» (как назвал рейс премьер Украины Арсений Яценюк) задумывался киевскими мыслителями как героическая повесть, однако на деле получилась авантюрно-комедийная пьеса, читать без смеха которую невозможно.

Акт I

Назло москалям

Началось все с того, что с 1 января Украину исключили из зоны свободной торговли Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и теперь, для того чтобы украинские грузы транзитом следовали через Россию, им нужно было запускать поезда с территории Беларуси, а вдобавок оснащать каждый вагон системой ГЛОНАСС. Но поскольку в современной Украине любое соглашательство с москалями принято считать зрадой (изменой), то хлопцы заявили: украинские грузы в Китай отныне будут ходить в обход России! То есть через Грузию, Азербайджан и Казахстан. На все про все отвели 11 дней.

Эксперты крутили пальцами у виска: поезду же придется аж 2 моря на паромах переплыть (Черное и Каспийское), 4 раза перегружать контейнеры - на каждом берегу, много раз расцеплять/собирать состав, пройти 5 разных таможенных режимов... Но самостийщиков было уже не остановить!

Акт II

Наш паровоз, вперед плыви!


И вот 15 января экспериментальный поезд Украина - Китай из 20 контейнеров, стоящих на 10 вагонах, торжественно отправился в путь. В морской - в порту Ильичевска вагоны под патриотические мелодии и речи лично одесского губернатора Михаила Саакашвили погрузили на паром, и поезд под бурные аплодисменты отшвартовался (в дальнейшем наблюдателям не раз встретятся в СМИ новости типа «поезд прибыл в порт» или «поезд переплывает море»). Большое приключение только начиналось!

Первая же остановка вызвала удивление: паром зачем-то пришел в болгарскую Варну, которая совсем не по пути в Китай (см. схему). Позже выяснилось: украинцы ради экономии погрузили свой «золотой поезд» на рейсовый паром, который по расписанию должен был идти в Болгарию. А других - специальных паромов для «нових напрямков» у Украины нет. Так что пришлось еще и попутный груз забирать. Скорость прохождения стремительно падала. Вдобавок ко всему еще и Черное море взволновалось, и состав застрял в Болгарии почти на сутки...

Акт III

Веселая арифметика

Задержка вышла и в Батуми, куда зашел паром, чтобы выгрузить в том числе и тот самый поезд.

Снова оформление, постановка на пути и дорога до азербайджанского порта Алят, где нужно было снова загружать вагоны на паром и преодолевать Каспий.

Эксперты гадали: что за груз ждут китайцы от «братьев»-украинцев, если стоимость перевозки одного контейнера по этому пути выходит почти в $8 тысяч (хотя по традиционному, российскому маршруту сумма называлась вдвое меньше - около $3,9 тысячи)! Видимо, это и есть те «новые возможности для украинского бизнеса», о которых перед отправкой чудо-состава говорил Яценюк. Но очередей из бизнесменов на этот поезд почему-то не выстроилось. А аттракцион «Веселый паровозик» продолжал свой не поддающийся логике путь, переплыл Каспий и встал на казахстанские рельсы...

Акт IV

Исчезновение поезда

В какой-то момент и вовсе комедия превратилась в детектив: поезд неожиданно... исчез в степях Казахстана! Министерство инфраструктуры Украины победно отчитывалось на своем сайте о прохождении состава, однако где он сейчас, никто толком сказать не мог - в назначенное время он не прибыл к очередной станции назначения. В СМИ даже мелькали «молнии», что его замело снегом, а остряки, переживающие за его судьбу, валили все на проделки фокусника Копперфильда...

Через несколько дней тайна благополучно разрешилась. Все оказалось проще и вполне в традициях властей новой Украины: в патриотическом угаре те «забыли» оплатить Казахстану за проезд, хотя подобные платы делаются до отправления груза. В итоге вагоны были отцеплены и пару лишних суток простояли на станции с живописным названием Жанаарка.

Акт V

В вагонах ехал воздух?

И вот спустя почти 17 суток Киев выдал победную реляцию: пробный поезд доехал до финальной точки - казахстанско-китайской границы, состав расформирован, а товары «проследуют дальше» на территорию Поднебесной.

Чем снова развеселили публику: дело в том, что и власти Украины не скрывали, что вагоны идут практически пустыми, мол, это сделано для быстрого оформления на границах. Выходит, затратив немалые деньги, украинцы свозили в Китай воздух? Впрочем, новым властям в Киеве не привыкать гнать порожняк. В прямом и переносном смыслах...

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сергей СИГАЧЕВ, автор портала transsib.ru, эксперт в области железнодорожного транспорта:

Это чистый пиар, не более

- Жизнеспособность проекта очень низкая. Очевидно, что Украина это делает по политическим причинам, а они диктуют неграмотные решения в экономике. Две паромные переправы и четыре перевалки груза на них - на этом теряется много времени. Кроме того, на этом пути много других препон и издержек. В результате рейс шел на шесть суток дольше.

Смотрите дальше: полноразмерный контейнерный поезд, который идет через Россию, - это 75 - 80 вагонов. Почему так много? Трасса у нас электрифицирована, состав идет сразу сквозным путем. Без таможен на границах России с Казахстаном или Беларусью. С украинским проектом все не так, там маленькая отправка, всего 10 вагонов. Никакой серьезный бизнес не будет подстраиваться под столь небольшую партию. В итоге сравните: наши контейнерные поезда с востока Китая - из Шанхая, где генерируются контейнерные потоки (а не от границы Китая с Казахстаном), идут до Гамбурга или Варшавы 15 суток. Украинский же поезд это расстояние пройдет за 23 - 24 дня.

Берем цены за доставку. Здесь тоже все удивительно. Если бы Киев продолжил гнать грузы через Россию даже после 1 января, когда Украину вывели из зоны свободной торговли, цена перевозки 1 контейнера увеличилась бы всего где-то на $300. А при использовании украинского «транскаспийского маршрута» в обход России перевозка все равно будет в два раза дороже!

Ну и какой бизнесмен повезет товар в ущерб своему карману и времени? Если бы проект был реален, эта тема давно и всерьез обсуждалась бы на логистических порталах. Но этого нет. Так что этот проект - чистый пиар, за которым не стоит ничего.

ШУТКА ИЗ ИНТЕРНЕТА

В обход России - по снегам Казахстана!

После того как украинский поезд исчез где-то на казахстанских просторах и его 2 дня не могли отыскать, в соцсетях начали выкладывать вот такие шутливые фото.

Фото: YouTube



Комментариев нет:

Отправить комментарий