воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Многие из иностранцев, оказавшихся на стороне украинских силовиков, - кадровые военные.

Многие из иностранцев, оказавшихся на стороне украинских силовиков, - кадровые военные.

Достоверных данных о количестве иностранцев, участвующих в конфликте в Донбассе на стороне украинских властей, нет. Немецкие эксперты говорят о единичных случаях.

Представитель Генштаба украинских ВС Александр Розмазнин в декабре 2014 года заявил, что "это, наверное, тысячи людей, а может и больше, которые сделали выбор в пользу нашего государства". Как бы то ни было, перед Киевом стоит вопрос юридического оформления деятельности таких лиц. Чаще всего при этом приводят пример французского Иностранного легиона.



Многие из иностранцев, оказавшихся на стороне украинских силовиков, - кадровые военные. Как, например, командир грузинских добровольцев Мамука Мамулашвили. Неделю назад он и два десятка его подчиненных были награждены Патриархом УПЦ Киевского патриархата Филаретом церковной медалью "За жертвенность и любовь к Украине", некоторые - посмертно.
Грузин, воюющих на Донбассе, не будут наказывать за наемничество
"Мы воюем за идею свободной и независимой Украины, так же как воевали за идею свободной Грузии. Во время абхазского конфликта в 90-х годах украинцы очень эффективно помогли нам в борьбе против окупационных войск России. Долг каждого грузина - прийти и помочь Украине. Мы не требуем никакого статуса, просто добровольцы", - говорит Мамулашвили.

По его словам, грузинов на этой войне - несколько десятков. Как иностранцы, они не могут воевать отдельной боевой единицей, поэтому разбросаны по разным украинским подразделениям. Неофициально называют себя "Грузинский легион". Коллега Мамулашвили, полковник в отставке Давид Макишвили считает, что их опыт нужен украинской армии и добровольческим батальонам: "Я встречал бойцов из Финляндии, Норвегии, Дании, Польши".

Некоторые российские СМИ называют таких лиц "натовскими наемниками". Но Сергей Згурец, киевский военный эксперт, ха-ха-ха,  и директор информационно-консалтинговой компании Defense Express, тот самый, что в свое время на деньги Минобороны Украины доводил до промышленного производства технологии получения бессмертия и ядерного нерадиоактивного горения вещества, считает, что речь идет о новой тенденции. "Это не наемники, - делится он своим мнением в интервью DW, - потому, что за свою службу они не получают деньги".

"За интересы Украины, за идею на нашей территории воюют россияне, представители стран ЕС. Но этот вопрос в правовом поле остается не решенным. Они воюют на свой страх и риск, часто на грани уголовного преследования у себя на родине за участие в незаконных военных формированиях", - объясняет эксперт.

Валентин Бадрак, глава Центра исследований армии, конверсии и разоружения, полагает, что в комитете Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны в ближайшее время могут появиться законопроекты о статусе бойцов-иностранцев. Но, по его мнению, проблема в нерешительности парламента. "Если бы Рада была в состоянии провозгласить курс на профессиональную армию исключительно на контрактной основе, - поясянет эксперт, - это стало бы первым шагом для легитимного образования иностранного легиона или нескольких таких подразделений".

По словам директора информационно-консалтинговой компании Defense Express, чаще всего, когда речь заходит о воюющих иностранцах, эксперты вспоминают французский Иностранный легион. Он - как некое чистилище для тех, кто хочет получить гражданство Франции после нескольких лет службы. "Но в нашем случае люди вряд ли будут воевать за гражданство Украины", - признает Сергей Згурец.

Бывший боец батальона "Донбасс", ныне депутат Рады от объединения "Самопомощь" Ярослав Маркевич усматривает в легализации солдат-иностранцев через получение гражданства два больших минуса: украинское гражданство очень тяжело получить, а кроме того, многие добровольцы не хотят расставаться со своим нынешним. К тому же, указывает депутат, многие вещи уже и сейчас законны.

"Если человек хочет взять украинское гражданство, у него по законодательству есть два года, чтобы отказаться от своего. Я сейчас помогаю оформить гражданство Украины бойцу моего подразделения, который де-юре является гражданином России. Он при этом выходит из российского гражданства. Но такой метод не решает юридических проблем для тысяч желающих воевать за Украину", - считает Маркевич.

Он сейчас изучает принципы формирования и функционирования французского Иностранного легиона и через пару месяцев хочет направить соответствующий законопроект в профильный комитета Рады.

По мнению директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергея Згурца, если бы Украина перешла сразу на профессиональную армию, тогда нужны были бы только профессионалы. Но за 1-2 года такую армию, по его словам, не создать.
"Поэтому изначально можно привлекать добровольцев из солдат и офицеров-профессионалов с гарантией оплаты их службы, а со временем парламент определит их официальный статус. Это могут быть граждане России, стран Балтики, Казахстана, кавказских республик, Беларуси, готовые воевать за общечеловеческие ценности", - считает Згурец.

В то же время, по его мнению, большинство политиков и военных в Украине сегодня воспринимают такие идеи довольно сдержанно, и ждать скорой правовой регламентации в этой сфере пока не стоит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий