среда, 3 сентября 2014 г.

Чемодан – вокзал – Подкарпатская Русь: Закарпатье прощается с Украиной?

«Кто же такие подкарпатские русины, чем им не угодила Украина, и почему они, в отличие от малороссов раскусили фашистскую суть нынешнего киевского режима?» - задается вопросом наш автор Дмитрий Скворцов.

* * *

С началом «Русской весны» объявления о создании народных республик стали поступать не только из Новороссии, но к удивлению многих, и с Западной Украины, а именно — из Закарпатья. Тогда-то, и узнали эти многие, что населяют земли к югу от «украинских» Карпат некие русины, пригрозившие перекрыть горные перевалы, где им легко будет уничтожить «правосеков, нацигвардию и т.п. галичан» сколько бы тех ни сунулось. С таяньем надежд на вооруженное вмешательство РФ в антифашисткое сопротивление на территории Новороссии и Украины, русинская республика ушла в подполье. Но не «залегла на дно». Как сообщил мне премьер-министр республики Подкарпатская Русь, в ЛНР сформирован «первое национальное соединение ополчения» — русинский батальон им. Ивана Кундри (архимандрита Иова Угольского) — карпаторусского православного миссионера и ветерана Великой Отечественной Войны. В подразделение вошли русины-добровольцы из Подкарпатской Руси (именно таково исконное название Закарпатья), Пряшевщины (Словакия), Лемковины (Польша) и русинских районов Венгрии. В отличие от «батальонов» нацигвардии (численностью до 100 чел., что соответствует роте), русинский батальон практически полноценный: его личный состав — 380 бойцов.
Кто же такие подкарпатские русины, чем им не угодила Украина, и почему они, в отличие от малороссов раскусили фашистскую суть нынешнего киевского режима (горные перевалы на границе с Галичиной были заблокированы еще во время «еврореволюции»)?
В Подкарпатье я бывал не раз (впервые — в 6 лет), общался как с лемками и бойками из самых отдалённых сёл (куда автобусы зимой не в состоянии подняться), так и с национальной элитой вплоть до председателя Сойма подкарпатских русинов. Поэтому русинский вопрос знаю не только из литературы.

Сами русины (из тех, что задумываются об этнической самоидентификации) называют себя четвёртым русским этносом в ряду бело-, велико- и малороссов и обижаются, слыша о «триедином народе». Для тех же, кто не принимает теорию братских народов, утверждая о едином русским народе включающем субэтносы в гораздо большем количестве, чем три, русины — это юго-западные русские (охватывающие этногруппы лемков, бойков, гуцулов и т.д.), которые в отличие от собратьев-галичан не дали превратить себя в украинцев.

Не потому что лучшие сыны русского народа в Галиции менее мужественно защищали свое имя, а потому что уничтожались последние не лишь директивами далёкой Вены, но и руками неравнодушной к «русскому вопросу» поляками из местной власти. Местное же начальство в Подкарпатской Руси (венгры, словаки) относилось куда более равнодушно к самоидентификации горцев.


Репрессии резко ужесточились в начале прошлого века, когда русины стараниями священника-подвижника Алексия Кабалюка (в 2006 г. причисленного к лику святых под именем Алексия Карпаторусского) стали массово возвращаться из унии в Православие. Новообращенных австрийские власти определили в русские шпионы. Апогеем преследований стали трагически знаменитые Мармарош-Сигетские процессы, где к разным срокам лишения свободы были приговорены несколько десятков жителей села Иза, а их семьи были обречены на голод и скитания.

Но преследования эти оказались лишь прелюдией к физическому уничтожению русинов в первых в истории Европы концлагерях «Терезин» и «Талергоф».

Всего же в результате геноцида русинов 1914-1917 гг. было физически уничтожено более 60 тысяч русофильски настроенных галичан, буковинцев и подкарпадцев. Более 100 тыс. человек умерли в концлагерях. Десятки тысяч погибли во время принудительной депортации вглубь Австро-Венгрии. С отсупающей русской армией бежало от верной смерти в Россию до полумиллиона.

Этими жертвами русины доказали Европе, что имеют право на собственное государственное образование. В 1918 г. только обретшая независимость Венгрия провозгласила «создание на территории русинов на юг от Карпат широкой автономии с конституционным названием «Руська Крайна». По итогам Первой мировой войны эта территория была присоединена к Чехословацкой республике. Сен-Жерменский договор между Антантой и ЧСР 1919 г. гарантировал образованию под названием Подкарпатская Русь «полнейшую степень самоуправления, совместимую с понятием единства Чехословакии». Это предусматривало собственный сойм (законодательное собрание) и автономное правительство.

Но Чехословакия не только не спешила выполнять договор, но и во многом его нарушала. Лишь в 1938 г., ощущая дыхание войны, правительство ЧСР пошло на уступки собственному народу — в мае 1938 г. наконец-то была провозглашена автономия Подкарпатской Руси. Более того, последняя приобретала такой же статус субъекта федерации, как и независимая сегодня Словакия.

На референдуме, проведенном на Подкарпатской Руси в том же году, 76% опрошенных высказались за русский литературный язык как официальный и язык преподавания — двадцать лет насильственной украинизации пошли насмарку.


Своей государственной субъектности русины радовались недолго. Не прошло и двух недель после объявления автономии, как Прага по указке из Берлина установила в Подкарпатской Руси при помощи танков и бронетранспортеров чехословацкой армии тоталитарный режим во главе со марионеткой — униатским клириком Августином Волошиным. Украинизация возобновилась в еще более жестком виде. Как пишет историк Александр Каревин, «все оппозиционные газеты были закрыты, ликвидировалось местное самоуправление. Украинский язык объявили государственным. На него перевели работу всех учреждений, преподавание. В городах спешно меняли вывески и таблички с указанием улиц (раньше они были на русском языке). Все ответственные посты замещались «национально сознательными» деятелями. Поскольку таковых в Закарпатье не хватало, их — преимущественно членов Организации украинских националистов (ОУН) — в большом количестве «импортировали» из Галиции.

С недовольными не церемонились. По краю прокатилась волна арестов. 18 ноября 1938 г. приказом Волошина на горе Думен (возле Рахова) был создан первый в истории Закарпатья концлагерь. Без судебного приговора свободы лишали не только оппозиционных политиков и журналистов. За колючую проволоку попадали крестьяне, рабочие, представители интеллигенции, посмевшие нелестно отозваться о новоявленном «вожде» и «отце» народа…

По приказу главы автономии в Подкарпатской Руси распространялась «Майн кампф»… Как уже отмечалось, деятельность политических партий, кроме волошинского «Украинского народного объединения» (не имевшего никакой поддержки у населения, — Д.С.), были запрещены. Но одно исключение все-таки сделали.


«Всем гражданам немецкой народности, несмотря на их государственную принадлежность, разрешено организовываться в «Немецкую партию» на основе национал-социалистических идей, а также носить знаки отличия и знамена со свастикой»… В то же время любая антигитлеровская пропаганда строжайше запрещалась…

Когда Германия напала на СССР, Волошин обратился к Гитлеру с письмом, скромно предлагая себя на пост президента занятой немецкой армией Украины. Заодно советовал фюреру ликвидировать в Украине православную церковь и заменить ее католической (тайная мечта многих украинских «патриотов»). Но, как известно, у Гитлера были иные планы».

В 1944 г., помня обо всех «прелестях» провозглашенной Волошиным т.н. «Карпатской Украины», Православный съезд священников Подкарпатской Руси принял обращение к Сталину с просьбой включить автономию в состав СССР, не присоединяя ее к УССР а «в форме Карпаторусской Советской Республики». Увы, Иосиф Виссарионович поступил в традициях ленинской национальной политики (которую сам и проводил, одаривая большевиками же учудённую Украину великорусскими землями еще со времен Донецко-Криворожской республики).


Почти на полвека русинов записали в украинцы, поэтому для остальной Украины стал неожиданностью референдум, проведенный 1 декабря 1991 г.

 в Закрпатской области, которая почти 80 процентами проголосовала за восстановление статуса самоуправляемой территории. Украина, с самого рождения демонстрируя свою исконно тоталитарную природу (сюда ссылку на последнюю мою публикацию), проигнорировала итоги референдума.

Тогда Закарпатский облсовет принял обращение к Верховной Раде о признании русинской национальности и закреплении в Конституции волеизъявления, выраженного на областном референдуме 1 декабря 1991 г. Данная просьба «не осталась без внимания: «русинский вопрос» был взят на особый контроль.


По поручениям Кабмина Госкомитет по делам национальностей доработал в 1996 г. негласный правительственный «План мероприятий по решению проблем украинцев-русинов». Вот лишь несколько пунктов из него:

1. Четко очертить и задекларировать… позицию Украинского Государства по бесперспективности идей… автономизации Закарпатья на любой основе — культурной, этнической… и т.д… Возоложить на посольства Украины в Словакии, Чехии, Венгрии, Польше организацию серии публикаций в СМИ стран пребывания относительно позиции Украины в вопросе русинства…

2. Осуществить систему мероприятий, направленных на укрепление позиций украинскости Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.)…

3. Предотвратить проведение локальных референдумов с целью выявления «самоидентификации» украинского Закарпатья…


8. Осуществить систему мероприятий по идеологической, материальной, кадровой и культурной поддержке украинских общин Восточной Словакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польши…

9. Расширить подачу в СМИ материалов о Закарпатье, акцентируя внимание на том, что этот регион является исконной украинской землей…

10. Применять к членам незарегистрированного областного «Общества подкарпатских русинов» и созданного им «временного правительства» соответствующие нормы действующего административного и уголовного законодательства.


В марте 2008 г. министр юстиции Мыкола Оныщук в ответ на обращение омбудсмана Нины Карпачевой к президенту Ющенко «признать русинскую национальность на Украине в соответствии с рекомендациями ООН» дал пояснения, что «русины явялются органической составляющей украинской нации».

И это притом, что в полутора десятках стран, где русины проживают наряду с украинцами, они признаны отдельным этносом. В ЕС об стену которой убивается Украина, при государственной поддержке выходят русинские журналы, газеты и книги, действуют школы, включая высшие. В Венгрии 13 районов компактного проживания карпатороссов получили самоуправление. Да и госдеп США в ежегодных докладах о правах человека не раз по-отечески критиковал Украину за отказ признать русинов нацменьшинством. В 2006 г. Комитет по устранению расовой дискриминации ООН рекомендовал Украине признать их национальным меньшинством «ввиду существенных отличий между русинами и украинцами». 
Как рассказал мне глава Сойма подкарпатских русинов (всемирной организации) митрофорный протоиерей Димитрий Сидор, «официальное определение главы Минюста Украины стало толчком к созыву в июне 2008 г. I Европейского конгресса подкарпатских русинов. «Этим письмом официальный Киев фактически вынес «смертный приговор» идентичности русинов Закарпатья — Подкарпатской Руси», говорилось в меморандуме конгресса. 
«7 июня 2008 г. конгресс объявил миру, что русины живы, и напомнил, что они являются не уничтоженным еще субъектом международного права, — рассказвал тогда о. Димитрий «2000». — Русины — народ, который уже реализовал свое право на самоопределение. Таким образом мы лишь потребовали признания наших прав от нового для русинов государства.

Однако Украина вместо сотрудничества, вместо обсуждения вопросов за столом переговоров решила напугать русинов «битой» СБУ — официальным предупреждением священника Димитрия Сидора за его «сомнения в принадлежности Закарпатья Украине».

Когда стало ясно, что Украина не собирается удовлетворять законные права русинов, был созван II конгресс. «Нам хотели помешать провести мирное собрание, — продолжает о. Димитрий. — Мукачевский театр русской драмы, где проходил съезд, наводнила агентура СБУ, в город прибыли на автобусах из Львова националисты. Тем не менее все 109 делегатов и более 200 гостей съезда приняли Акт воссоздания русинской государственности в статусе 1938 г. (с образованием государственной исполнительной власти), что соответствует волеизъявлению нашего народа на референдуме 1991 г. за специальную самоуправляемую территорию в составе Украины».


После этого СБУ выдвинула главе Сойма обвинение. 19 марта 2012 года Апелляционный суд Закарпатской области, как суд всего лишь первой инстанции, признал его виновным в посягательстве на территориальную целостность Украины (хотя автономия не предполагает изменение государственных границ) и приговорил к трём года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. Осужденному отказали в праве на законную апелляцию. Это произошло, как видим, уже при Януковиче.


Чего же ожидать 740 тысячам русинов (70% жителей Закарпатской обл.) от нынешнего Киева, они не намерены даже и догадываться. Как заявил представитель член Всемирного совета русинов Анатолий Сава, отказ Украины удовлетворять итоги референдума 1991 г., означает автоматический выход Закарпатья из состава Украины автоматически.


Отметим, что и представитель венгерской общины сообщил, что венгры не намерены погибать на Донбассе за миллиарды украинских олигархов. Не думаю, что за те же ценности готовы сложить головы проживающие в крае словаки, поляки, румыны, цыгане и другие национальные меньшинства.



Комментариев нет:

Отправить комментарий